Независимая газета,
12 декабря 2021 г.
Как избавить медицину от сверхобъемов
473 просмотра
Организация рационального финансирования медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования (ОМС) важна для управления процессами в системе здравоохранения, например, для маршрутизации пациентов, оценки очередности госпитализаций, объема оказываемой медицинской помощи. Этот вопрос особенно актуален, когда выделенных денег в системе ОМС не хватает. Тогда и возникает сверхобъемная медицинская помощь, так называемые сверхобъемы. Сверхобъемной называется медицинская помощь, оказываемая в объеме, превышающем выделенные тарифным соглашением и договором в системе ОМС.
Причиной появления сверхобъемов не обязательно становится повышение заболеваемости населения или рост количества обращений за медпомощью. Чаще это явление связано с недостатками в планировании и недостаточным резервированием средств под конкретные медицинские организации, конкретные профили оказания медицинской помощи и схемы лечения. Например, объемы на гематологическую помощь в последние годы занижаются в сравнении с объемами онкологической помощи.
В 2022 году расходы федерального бюджета на здравоохранение планируется понизить на 137 млрд руб. Сумма, выделенная государством на медицину, составит 1245 млрд. В 2021 году при заложенных в бюджет 1362 млрд руб. ряд федеральных клиник исчерпали средства, полученные от Федерального фонда ОМС, что потребовало оперативного введения внешнего управления – дополнительного финансирования. В этом году Федеральный фонд получил три дополнительных транша: на 85 млрд, 56 млрд и 25 млрд руб. В настоящее время идут согласования для выделения дополнительных средств оплаты медпомощи по территориальным программам.
В этих условиях регионам и медицинским организациям критически важно рационально планировать объемы медицинской помощи в действительно необходимом объеме. Нужно учитывать риск вынужденных отказов в оказании плановой и даже неотложной помощи ввиду недостатков финансирования. На практике неэффективное планирование приводит к тому, что одни медорганизации оказываются профинансированы в избытке, а у других возникают услуги сверх утвержденного тарифным соглашением и договора в сфере ОМС плана, что приводит к негативным последствиям для всей системы здравоохранения – тем самым сверхобъемам.
Не менее важным для оптимизации финансирования медицинской помощи является формирование прозрачного механизма ее тарификации – прежде всего по методике с использованием клинико-статистических групп (КСГ). К сожалению, экономический расчет размера тарифов конкретных КСГ (в разрезе заболеваний и схем их лечения) не прозрачен, а его финансовое обоснование не находится в свободном доступе. Это создает коррупциогенные ситуации для тех, кто принимает решения по согласованию цен, в том числе при выпуске ежегодных методических рекомендаций по способам оплаты медицинской помощи.
Пока же, чтобы не возникало перекосов в финансировании, медицинские организации нередко вынуждены предоставлять медицинскую помощь в основном по схемам с бюджетно-нейтральными, но не убыточными тарифами – даже в ущерб интересам пациента. Хотя проблему с необходимостью вливания денежных средств в систему ОМС можно было бы решить путем увеличения объемов менее затратной амбулаторной помощи – создания амбулаторных тарифов (например, для приема таблетированных препаратов онкологическими больными) путем снижения частоты необоснованных госпитализаций, если помощь может быть оказана пациенту амбулаторно.
В РФ удельный вес стационарной помощи в целом выше, чем за границей. При этом необоснованные госпитализации не должны оплачиваться за счет средств ОМС – и такая оценка дается экспертами страховых компаний по результатам контрольных мероприятий. А значит, без клинических или эпидемиологических показаний нельзя допускать необоснованные госпитализации пациентов – в большей степени целесообразно развивать помощь в первичном звене.
Вся эта нерациональная система планирования и распределения отражается на пациенте, сказывается на доступности и качестве оказываемой ему бесплатной медпомощи – особенно по невыгодным для медорганизаций тарифам. С одной стороны, есть нерациональное использование ресурсоемких условий оказания медицинской помощи. С другой стороны, необоснованные с клинической точки зрения отказы в медицинской помощи при сверхобъемах. Из-за нерациональности расчета тарифов пациенты, например, со злокачественными новообразованиями могут остаться без показанного клиническими рекомендациями лечения. Ведь затраты на такое лечение могут не в полном объеме возмещаться онкологическому диспансеру по «несправедливому» тарифу. Назначение более дорогостоящих схем лечения для онкодиспансера, в свою очередь, более выгодно с финансовой стороны – причем вне зависимости от клинических показаний и в ущерб эффективности назначаемого лечения.
При всем этом уровень удовлетворенности качеством медицинских услуг в системе ОМС остается крайне низким – всего 29,3%. Об этом свидетельствуют данные второй волны общероссийского социологического исследования «Мониторинг жалоб и обращений пациентов в связи с проблемами получения медицинской помощи в системе ОМС», проведенного по заказу Всероссийского союза пациентов. В июле 2021 года президент Владимир Путин отметил, что удовлетворенность граждан медициной не растет, а этот показатель должен быть одним из тех, что характеризуют качество работы Минздрава.
Будущее системы здравоохранения неразрывно связано с развитием страховых принципов, когда страховщики обладают решающим голосом при согласовании способов оплаты медицинской помощи, когда возникает новый центр финансовой ответственности и гарантии финансовой стабильности системы ОМС – с ориентацией на все принципы охраны здоровья граждан, на право пациента бесплатно получать доступную и качественную медицинскую помощь. Ведь как принято говорить в последнее время, пациент должен стоять в центре системы – именно для него, а не для государства и профессиональных сообществ создана вся система ОМС.
Сергей Олегович ШКИТИН, кандидат медицинских наук, эксперт Всероссийского союза страховщиков.
Вся пресса за 12 декабря 2021 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Обязательное медицинское страхование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
 |
Персоны:
|
|
 |
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
9 июня 2025 г.

|
|
ПРАЙМ, 9 июня 2025 г.
В ГД одобрили законопроект о налоговых стимулах для долгосрочных сбережений

|
|
Казахстанский портал о страховании, 9 июня 2025 г.
Немецкие актуарии советуют с осторожностью относиться к введению обязательного страхования от природных катастроф

|
|
РБК (RBC.ru), 9 июня 2025 г.
Автомобильный союз заявил о «несправедливости» дорожных камер

|
|
Авто.ру, 9 июня 2025 г.
Почему в России перестали угонять автомобили: реальная статистика и причины падения спроса

|
|
Деловой квартал-Санкт-Петербург, 9 июня 2025 г.
Росгосстрах взыскал с «Жилкомсервиса» 1,4 млн за упавшую с крыши наледь на Audi

|
|
Коммерческие вести, Омск, 9 июня 2025 г.
Бывший директор омского филиала «Ингосстраха» возглавил омский филиал «АльфаСтрахования»

|
|
Интерфакс, 9 июня 2025 г.
Суд решил взыскать с экс-руководителей СГ «Спасские ворота-М» 137 млн руб. убытков

|
|
Банки.ру, 9 июня 2025 г.
Страхование созаемщика ипотеки: нужно ли в 2025 году и что будет, если он не застрахован

|
|
Доктор Питер, 9 июня 2025 г.
Приписки и пропущенный рак: как пройти диспансеризацию не для «галочки», разъяснили эксперты ОМС

|
|
Autonews.ru, 9 июня 2025 г.
Как будет работать ОСАГО без учета износа. Об этом лучше знать заранее

|
|
zakon.kz, 9 июня 2025 г.
Казахстанец не согласился с размером страховой выплаты и обратился в Конституционный суд

|
|
Российская газета, 9 июня 2025 г.
Штраф до миллиона рублей: навязывание платных услуг гражданам может очень дорого обойтись бизнесу

|
|
Курсив, Ташкент, 9 июня 2025 г.
Александр Кацага: Общественное финансирование — лучший путь к устойчивой медицине

|
|
Газета.Ru, 9 июня 2025 г.
В Совфеде придумали, как защитить заказчиков частных домов

|
|
IT Channel News, 9 июня 2025 г.
«Ренессанс Жизнь» перевела продающие подразделения и сервисный контакт-центр на российскую платформу Naumen Contact Center

|
|
Известия, 9 июня 2025 г.
Черная смета: банки раскритиковали закон о маркировке звонков

|
|
Коммерсантъ, 9 июня 2025 г.
Страховщики разошлись по жизни

|
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|